История участия России в ЭКСПО
С момента проведения самой первой универсальной выставки, которая прошла в Лондоне в 1851 году Россия была постоянным участником всемирных выставок, затем получивших свое окончательное название – ЭКСПО.
Утверждение русской нации, ее самостоятельности неразрывно связано с участием России на всемирных и международных выставках. Российская империя, Советский союз и Российская Федерация являлись традиционными участниками всемирных универсальных выставок. Сильные архитектурные и экспозиционные проекты нашей страны помогали создавать архитектурные ансамбли выставок и зачастую становились новыми страницами в истории архитектуры.
Именно на всемирных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие России на этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.
Российская империя участвовала в международных выставках регулярно, преследуя при этом вполне традиционные цели: изучить международный опыт, представить свои разработки и продукцию, наладить контакты с зарубежными партнерами. На первых всемирных выставках россияне возводили павильоны, стилизованные под московский Кремль, угощали иностранцев изысканными блюдами русской кухни и предлагали полюбоваться сибирскими мехами и самоцветами.
К началу ХХ века Россия стала заявлять о себе как об индустриальной державе. Уже на Парижской выставке 1900 года помимо теремов и изделий Фаберже можно было увидеть русскую мебель, фабричный ситец и другие промышленные изделия, а также экспозицию, посвященную Транссибирской железной дороге и первым русским автомобилям.
С возникновением СССР экспозиции для всемирных выставок наполнились новой идеологией, но ничуть не потеряли своего величия, монументальности и основательности.
Российская Федерация уже представила свои экспозиции на нескольких всемирных выставках. Постоянное развитие экономики, технологий, промышленности позволяет нам из года в год поддерживать высокий имидж страны на мировой арене, а также демонстрировать новейшие проекты и разработки во всех стратегически важных и передовых областях.
Некоторые Всемирные выставки, в которых Россия принимала участие:


1851 год, Лондон


1855 год, Париж


1878 год, Париж


1900 год, Париж


1925 год, Париж


1937 год, Париж


1939 год, Нью-Йорк


1958 год, Брюссель


1967 год, Монреаль


1970 год, Осака


1975 год, Окинава


1986 год, Ванкувер


1988 год, Брисбен


1993 год, Тэджон


1998 год, Лиссабон


2000 год, Ганновер


2005 год, Нагойя
Россия приняла участие уже в первой из Всемирных универсальных выставок, которая проходила в 1851 году в Лондоне. 363 российских экспонента представили свои экспонаты в Хрустальном дворце, построенном специально для проведения выставки. Протекционистская политика правительства по отношению к участникам подобных выставок позволила обеспечить высокую активность и большое количество участников из России. Российские участники всемирных выставок получали существенные льготы, такие как, например, скидки на транспортировку экспонатов.
Повышенный интерес у публики вызывали экспонаты Русского отдела выставки. Российские мастера привезли пуховые платки, уральские самоцветы, изделия металлургии, великолепную парчу, валенки и многое, многое другое. Необычайно высоко как публикой, так и специалистами были оценены платки и ткани российского производства. Первую награду выставки завоевала яшмовая ваза екатеринбургской фабрики. В работе выставки принял участие известный металлург - П. П. Аносов, выставивший особо ценный экспонат Русского отдела – булат. Это оружие было изготовлено по давно утраченной и восстановленной им в 1841 году рецептуре. Всего русским отделом было выставлено 365 экспонатов, 130 из которых были отмечены особо, о чем свидетельствуют 3 медали высшего достоинства, 60 медалей второй степени, а также 67 похвальных отзывов.
Из всех построек улицы Наций русский павильон стал «гвоздем» выставки, это был настоящий триумф русской архитектуры. Павильон архитектора И.П. Ропета вызвал массу откликов как в иностранной, так и в отечественной печати. Кроме того, на выставке 1978 года настоящей сенсацией стали электродуговые лампы Яблочкова, окрещенные «Русским светом». Эти лампы через год осветили улицы Лондона, Парижа и Петербурга.
Если на Всемирных выставках 1867-1889 годов главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, то позже роскошный стиль русских павильонов дополнялось более солидной экспозицией. На выставке 1900 года правительство решило продемонстрировать техническую мощь России как можно полнее. Благодаря особым дружественным отношениям России и Франции, для русского отдела была выделена самая большая экспозиционная площадь — 24 000 кв.м. На участие в выставке Россия потратила около 6 миллионов рублей, примерно половину из этих денег ассигновали учреждения и экспоненты. В работе выставки принимал активное участие Д. И. Менделеев, который был вице-президентом Международного жюри. Для некоторых частей российской экспозиции были построены отдельные здания, поскольку не хватало выделенной площади. За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Русский изобретатель Попов был удостоен золотой медали за достижения в области радиосвязи. Русский инженер Лавр Проскуряков получил Золотую медаль выставки от специального комитета во главе с Густавом Эйфелем . Медаль была присуждена за проект Красноярского железнодорожного моста.
Участие в выставке СССР было одним из первых актов культурного обмена между СССР и Францией после установления дипломатических отношений между странами 28 октября 1924 года. Советский павильон на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств был сооружён из дерева по проекту архитектора К. С. Мельниковаи стал одним из самых популярных на выставке. Павильон являлся одним из первых осуществлённых новаторских произведений как в советской, так и в мировой архитектуре XX века. Главным художником павильона СССР на выставке был А. М. Родченко. Для выставки Родченко оформил клуб рабочих СССР («изба-читальня») и обложку советского каталога. Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали выставки. В выставке приняли участие советские художники, многие работы которых были отмечены медялями. Кинорежиссёр С. М. Эйзенштейн получил на выставке серебряную медаль за фильм «Стачка». Золотую медаль международной выставки получили изделия вологодских кружевниц.
Борьба на выставке развернулась между двумя мощными державами — сталинским СССР и гитлеровской Германией. На выставке с обеих сторон была ярко представлена пропаганда искусством. Крупнейшими были советский и немецкий павильоны. Советский представлял собой галерею длиной 150 м. Спроектированное Б. Иофаном здание было облицовано самаркандским мрамором и увенчано знаменитой 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы, созданной по проекту В. И. Мухиной. Вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова, гербы СССР и 11 союзных республик. Советский Союз также представил карту страны из драгоценных металлов и благородных камней. Немецкий павильон, по замыслу А. Шпеера, был построен в форме римской цифры III. У подножия башни павильона была установлена скульптурная группа Й. Торака «Товарищество», а верх венчал герб третьего рейха. Главный приз советский и немецкий павильоны поделили. Однако посетителям выставки запомнился павильон СССР, поражающий своей экспрессией и передачей движения, словно полета ввысь. Прекрасно сочетающийся архитектурными формами с Эйфелевой башней, павильон стал самым знаковым и запоминающимся, а знаменитая скульптура «Рабочий и Колхозница» до сих пор является символом СССР и России того времени. Кроме того, Шпейеру за проект оформления территории съездов НСДАП был вручён гран-при. Ещё одним гран-при был отмечен советский паровоз серии ИС.
На Всемирной выставке в Нью-Йорке ЭКСПО-1939 Советский Союз на конкретных примерах демонстрировал, что «мир завтрашнего дня» принадлежит социализму. Наш павильон представлял собой монументальное здание, выполненное из мрамора в форме полукруга площадью 12 тысяч квадратных метров. Перед ним был воздвигнут обелиск, увенчанный статуей рабочего из нержавеющей стали с рубиновой звездой в поднятой руке. В книгах отзывов было оставлено более 80 тысяч восторженных записей, в которых отмечалось, что павильон СССР — лучший на выставке. На сей раз в советском павильоне посетителям было предложено посидеть в вагоне московского метро, причем вокруг него был воздвигнут фрагмент станции "Маяковская", а кроме того, помимо моделей самолетов и пароходов, в зале стоял самолет Чкалова, на котором тот совершил перелет через Северный полюс.
В 1958 году в Брюсселе прошла первая послевоенная выставка. Бельгийская пресса назвала советский павильон «Парфеноном из стали и стекла». Архитекторы и строители многих стран отметили необычность архитектуры и оригинальность конструкции. Экспозиция павильона посвящалась теме «Мир и Труд» и включала 18 разделов. В Брюсселе СССР превзошел США, показав 84-килограммовую копию первого искусственного спутника Земли. Число посетителей превысило 30 млн. человек. Бельгийская пресса называла наш павильон «павильоном №1». Успех советской экспозиции был предрешен уже тем, что за несколько месяцев до открытия выставки СССР запустил в космос один за другим два спутника. Макеты обоих спутников были выставлены в советском павильоне, и люди выстаивали очередь, чтобы пробиться к этому чуду космической техники. Кроме того, павильон был буквально набит станками и иными механизмами, работу которых можно было наблюдать воочию, а быт советских людей был представлен двумя образцово-показательными квартирами. Сам павильон сверкал стеклянными стенами и выглядел внушительно. Один из бельгийских чиновников с удивлением сказал журналистам: "Кое-кто думал, что русский павильон будет большой стилизованной избой, а мы увидели чудо современной архитектуры". Европа была впечатлена советскими стендами, поскольку товары, представленные на них, вполне отвечали стандартам качества.
На ЭКСПО-67, проходившей в Монреале под девизом «Человек и его мир», было введено новшество — национальные дни. Советский павильон на территории 16 тыс. м2 называли «Хрустальным дворцом» или «Летящей крышей». Девиз советской экспозиции «Все во имя человека, все для блага человека» раскрывался 5 тематическими разделами. По итоговым данным канадской корпорации Советский Союз привлек рекордное количество посетителей — 13 млн., 2-е место заняла Канада, Франция и США по 9 млн. Монреальский павильон СССР был снабжен крышей, изогнутой как лыжный трамплин, за что канадцы и прозвали все сооружение "летающей крышей".
На Всемирной выставке ЭКСПО-70 в Осаке СССР в очередной раз удивил планировкой своего павильона. Внешний облик здания, по замыслу автора, символизировал собой красное знамя. Вогнутую поверхность фасада обшили металлическими листами красного цвета, благодаря чему грандиозное сооружение (109 м) особенно эффектно смотрелось на фоне голубого неба. Общая площадь Советского павильона составила 25 тыс. м2, в том числе экспозиционная 13 тыс. м2. Тема выставки раскрывалась 7 разделами, среди которых: «Человек и город», «Человек — созидатель», «Наука и техника на службе человека» и т.д. В древке "знамени" размещался павильон космоса, где были развешаны модели космических аппаратов, мигала "космическая" подсветка и звучала "космическая" музыка.
В 1975 году в Окинаве СССР представил первую в мире крупномасштабную карту дна мирового океана — это был самый уникальный экспонат.
На специализированной выставке ЭКСПО-86 в Ванкувере «Сотрудничество через транспорт» площадь советского павильона составляла 3500 м2. Основной экспонат — установка «Салют-Союз-Прогресс».
Советская экспозиция на ЭКСПО-88 в австралийском Брисбене «Досуг в век техники» располагалась в отдельном павильоне, площадью 2000 м2. Основные темы экспозиции: «Досуг и жилище», «Досуг и здоровье», «Досуг в движении», «Досуг и творчество». По тематике первых двух тем были организованы многочисленные семинары и «круглые столы». Большой интерес вызывала работа в рамках экспозиции народных умельцев: резчика по дереву, стеклодува и мастеров хохломской росписи. Советский павильон по статистике был одним из 4-х наиболее посещаемых. Правительство Австралии по окончании работы выставки направило в адрес правительства СССР письмо, где высоко оценило советский павильон и работу его персонала.
Экспозиция России была одной из крупнейших и посещаемых, размещалась на 1000 м2 закрытой и 1000 м2 открытой площади. В экспозиции были представлены новейшие научные разработки и образцы технологий в области исследования Космоса и Мирового океана, современных перспективных летательных аппаратов, а также методы получения экологически чистых источников энергии и многое другое. Среди экспонатов вызывавших наибольший интерес демонстрировался макет (в натуральную величину) орбитального космического комплекса «Мир».
На ЭКСПО-98 в Лиссабоне Российская экспозиция размещалась в отдельном павильоне площадью 1300 м2. Роль и место российской науки и техники в изучении и познании Мирового океана раскрывались в 6 разделах, среди которых «Изучение и освоение Мирового океана российскими учеными и мореплавателями», «Вклад России в освоение и исследование Арктики и Антарктики» и т.п. Неизменный интерес у посетителей вызывали уникальные проекты «Чистый лед» и стартовый комплекс для запуска космических ракет в космос с экватора. Российская экспозиция располагала значительными информационно-техническими средствами и банком данных. В рамках национального дня Россия отмечала 12 июня День независимости. Помимо официальных торжеств этот праздник был отмечен обширной культурной программой: фольклорный спектакль Хора имени Пятницкого, трио «Реликт», секстет «Московские балалайки», балетный спектакль «Призрачный бал» столичного театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Зураб Соткилава, Виктор Третьяков, Юрий Башмет.
ЭКСПО-2000 состоялась в столице немецкой федеральной земли Нижняя Саксония — Ганновере. Россия представила современные достижения в аэрокосмической отрасли, медицине, а также не имеющий аналогов приборный комплекс Гидрометцентра России. В разделе «Человек и техника» был представлен 60-метровый макет двухступенчатой ракеты-носителя «Энергия», которая по грузоподъемности в 6 раз превосходит самую мощную западноевропейскую ракету-носитель «Ариан».
Для участия в выставке ЭКСПО-2005 в Японии Российской академией наук была разработана емкая концепция российской экспозиции под девизом «Гармония ноосферы». Главную тему раскрывали пять разделов: «Человек и земля», «Человек и космос», «Духовность: мозаика культур», «Человек и новые технологии», «Кризисные ситуации и выход из них. Мегаполис — столица России Москва». Более 100 экспонатов (дом с замкнутым циклом биотического оборота, технологии получения энергии и её передачи лазерным лучом и др.), 180 фильмов и компьютерных презентаций представили новейшие разработки в различных отраслях экономики — промышленности, энергетике, области предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. С использованием технологий стереоскопических и варио-стереоскопических изображений были представлены культурные ценности Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Алмазного фонда. Японская ассоциация ЭКСПО-2005 и правительство Японии главным экспонатом выставки назвали голову мамонта, найденного в Усть-Янском районе Якутии.