Всемирные универсальные выставки


Хрустальный дворец


Выставка 1851 года


Выставка 1929 года


Выставка 1937 года


Выставка 2010 года
Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия многих стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.
Для проведения выставки был возведён Хрустальный дворец — гигантское здание из стекла и стали, предвозвестник современной архитектуры. Внутри дворца зрителям демонстрировали удивительные изобретения — такие, как прототип факс-машины и т. н. предсказатель бурь. Для привлечения публики демонстрировались и другие диковинки —была подлинная витрина Британской империи.
Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы, которые пошли на основание музеев Альбертополя. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.
Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками. В 1862 году в Лондоне была представлена первая швейная машинка, в 1876-м в Филадельфии (США) – первый телефонный аппарат, в 1893 году в Чикаго – молния и электрический стул, а символ Парижа — Эйфелева башня — была построена в 1889-м по случаю проведения всемирной выставки в столице Франции. В Париже на ЭКСПО 1878 года состоялся первый литературный конгресс, на базе решений которого было выработано первое международное соглашение об авторских правах в литературе. На этой же выставке решался вопрос авторских прав и в промышленности, рассматривался вопрос улучшения условий жизни слепых. В 1900 году на всемирной выставке в Париже в обиход вошло слово «телевидение», прозвучавшее в докладе русского инженера К. Перского.
После войны организаторы выставок начинают уделять внимание не только достижениям в сфере технологий — участники переходят к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством — например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.
Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств — претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.